Направления работы классного руководителя
Направление «Здоровье. Первым и самым главным направлением является защита, сохранение и развитие здоровья ученика. Имеется в виду его физическое и психическое здоровье. Цель состоит в том, чтобы показать ребенку значимость его физического состояния для будущего жизнеутверждения, для развития его нравственных качеств и душевных сил, для профессионального становления.
Направление «Взаимодействие». Не менее важным направлением в работе классного руководителя является работа по организации общения и взаимоотношений в системах «учитель-ученик», «ученик-ученик», «учитель-ученик-родитель». Целью педагога здесь является передача детям опыта (знаний, умений, навыков) социального общения людей, позитивного и негативного, опыта поколений.
Направление «Интеллект». Главной целью здесь является обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования - ценности своего существования и ценности существования других людей.
Направление «Нравственность». Очень значимым направлением в работе классного руководителя является работа по развитию интеллектуальных умений учащихся класса. Целью работы классного руководителя может стать помощь ученикам в развитии в себе способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно проявлять себя в окружающей среде. Главное - определить круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития, создать благоприятные условия для продвижения в интеллектуальном развитии.
Направление «Досуг». Огромное значение для ребенка имеет его участие в жизни класса вне школьных уроков. Для некоторых ребят - это основной мотив прихода в школу, возможность найти свое место в среде сверстников. В работе классного руководителя в этом направлении важно создание ситуаций для добровольного выбора учениками форм внеклассной работы. Значит, главные качества, которые должен развивать у своих воспитанников классный руководитель, это инициатива и самостоятельность, ответственность и открытость, искренность.
Направление «Семья». Классный руководитель не сможет успешно осуществлять свою работу, если школа не будет сотрудничать с семьей. Очень часто процесс воспитания ребенка в школе идет вне такого сотрудничества и это приводит к печальным результатам. Уже доказано временем, что воспитание будет иметь успех тогда, когда просвещение семьи опережает просвещение ребенка. Семьи, из которых приходят в школу наши ученики, неоднородны. В них различный материальный достаток, разное отношение к детям, разные условия для развития, разные нравственные устои. А это влияет и на здоровье ребенка, и на его психику, и на отношение к учению, и на его состоятельность как человека.
Формы работы классного руководителя
В соответствии со своими функциями классный руководитель выбирает формы работы с обучающимися:
- индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);
- групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.):
- коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).При выборе форм работы с обучающимися целесообразно руководствоваться следующим:
- определять содержание и основные виды деятельности в соответствии с задачами, стоящими перед общеобразовательным учреждением;
- учитывать принципы организации образовательного процесса, возможности, интересы и потребности обучающихся, внешние условия;
- обеспечивать целостность содержания, форм и методов социально-значимой, творческой деятельности обучающихся класса.
Права и полномочия классного руководителя
1. Получать информацию о физическом и психическом здоровье детей.
2. Координировать работу учителей-предметников в своем классе.
3. Выносить на рассмотрение органов управления школой согласованные с классом мнения и предложения.
4. Разрабатывать (совместно с психологом, медиками и др.) программы индивидуальной работы с детьми.
5. Приглашать родителей в школу, обращаться в комиссию по делам несовершеннолетних и другие органы по решению проблем детей.
6. Защищать собственную честь и достоинство в школьных органах самоуправления, при необходимости – в органах власти и суда.
Классный руководитель не имеет права
1. Унижать личное достоинство воспитанника, оскорблять его действием или словом, придумывая клички, навешивая ярлыки и т.д.
2. Использовать оценку (школьный балл) для наказания или расправы над учеником.
3. Злоупотреблять доверием ребенка, использовать семью для наказания ребенка.
4. Обсуждать за глаза своих коллег, подрывая авторитет учителя и всего педагогического коллектива.
Классный руководитель должен знать
1. Конвенцию о правах ребенка.
2. Закон РФ «Об образовании».
3. Конституцию РФ.
4. Педагогику.
5. Детскую, возрастную, социальную психологию.
6. Школьную гигиену.
7. Педагогическую этику.
8. Теорию и методику воспитательной работы.
9. Основы трудового законодательства.
Классный руководитель должен уметь
1. Общаться с детьми.
2. Формулировать свои воспитательные цели.
3. Планировать работу.
4. Организовывать работу с детьми в различных формах.
5. Организовывать и проводить родительские собрания.
6. Пользоваться диагностическими тестами, анкетами, опросниками и корректно использовать их в воспитательной работе.
Классный руководитель должен обладать информацией:
1. О состоянии семейно-бытовых условий ученика.
2. О состоянии здоровья ученика.
3. О положении в классе.
4. О внешкольных интересах и увлечениях.
5. Об общественных поручениях.
6. О любимых и нелюбимых предметах.
7. Об отношении к школе, к учителям, родителям, товарищам.
8. Об уровне воспитанности своего класса.
9. О стремлении к самосовершенствованию, самовоспитанию.
Документация и отчетность
- Классный журнал
- Электронный журнал
- План воспитательной работы
- Личные дела учащихся
- Дневники учащихся
- Папки с разработками воспитательных мероприятий
- Протоколы родительских собраний